Осенний набор в группы дистанционного обучения по программе "Психологическое консультирование" завершен!

Следующий набор на программу начнется 15 января 2025 г., начало занятий в марте.

Информация по тел. +7(968)88-99-555 

 

Психодиагностика

Психодиагностика (от греческого psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) – технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность.

К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. Введение в психодиагностику.

Тема 1. История психодиагностики, современное состояние, предмет, цели и задачи дисциплины. Использование психодиагностических методик в психологической службе, при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании.
Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность и один из способов применения психологического знания на практике. Психодиагностика как искусство, значение интуиции в постановке психологического диагноза.
Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина. Место психодиагностики в системе психологического знания. Классификации психодиагностических методик. Структура психодиагностики.

Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики.

Тема 4. Разработка психодиагностических методик. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики.
Тема 5. Технология создания и адаптации тестовых методик. Этапы конструирования теста.
Тема 6. Основные психометрические требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. Понятие нормы. Концепция культурного релятивизма.
Тема 7. Профессиональные и личностные качества психодиагноста. Этические принципы и правила его работы.
Тема 8. Постановка психологического диагноза. Подходы к пониманию правильности психологического диагноза. Понятие психодиагностической ошибки.

Раздел 3. Универсальные психодиагностические методики: проведение, обработка и интерпретация наиболее распространенных тестовых методик.

Тема 9. Диагностика интеллектуальных особенностей личности. Подходы к определению интеллекта. Определение развития особенностей общего интеллекта с помощью адаптированного варианта методики Д. Векслера. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Свободный от влияния культуры тест Р. Кеттела. Прогрессивные матрицы Равенна как средство выявления уровня развития невербального интеллекта. Диагностика социального интеллекта с помощью методики Гилфорда-Салливана.
Тема 10. Психодиагностика мотивационной сферы. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ). Методика ценностных ориентаций М. Рокича. Опросник Т. Элерса для определения мотивации к успеху и избеганию неудач.
Тема 11. Диагностика темперамента и характера. Методики Айзенка и Шмишека. Изучение акцентуаций характера опросником К. Леонгарда и А. Личко.
Тема 12. Проективная психодиагностика. Классификация проективных методов. Способы их анализа и интерпретации. Тест тематической апперцепции Х. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ), Методика чернильных пятен Г. Роршаха. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Тест неоконченных предложений. Рисуночные методики.
Тема 13. Диагностика эмоциональной сферы и регуляторной активности. Понятие о реактивной и личностной тревожности. Методика цветовых выборов (МЦВ) (М. Люшер), САН. Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК). Психодиагностика агрессии. (методика Басса-Дарки).
Тема 14. Психодиагностика конституциональных черт личности. Шестнадцатифакторная методика Р. Кеттела. Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ).
Тема 15. Диагностика межличностных отношений. ДМО (Т. Лири), диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас), методика “рисунок семьи” (В. Хьюлс, В. Вульф, Л. Корман, Р. Бернс и С. Кауфман).
Тема 16. Подготовка психодиагностического заключения.