ОТКРЫТ НАБОР В ГРУППЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ "КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ 13-14 ОКТЯБРЯ 2022г.

Психология личности

Психология личност

Программа включает в себя следующие темы:

1. Общая характеристика содержания курса «Психология личности». Объект и предмет в психологии личности. Компоненты теории личности. Критерии оценки теории личности. Метасистемный подход к решению методологических проблем психологии личности (К. Гёдель, А. В. Непомнящий, В. А. Петровский). Исследование и оценка в психологии личности: метод анамнеза, корреляционный метод, экспериментальный метод, оценка личности, типы методов оценки.

2. Психодинамическое направление в теории личности: классический психоанализ З. Фрейда. Основные положения и принципы. Природа тревоги. Психосексуальные стадии развития личности. Исследование бессознательного.

3. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Основные тезисы индивидуальной психологии. Основные положения Адлера относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии. Невроз и его лечение.

4. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Основные концепции и принципы. Структура психики. Понятие архетипа и психической функции. Процесс индивидуации и её этапы. Подходы к типологии личности.

5.  Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни. Эго-теория личности Эрика Эриксона. Эпигенетический принцип. Психосоциальные стадии развития. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма. Основные положения концепции и принципы. Социокультурная теория личности Карен Хорни.

6.  Теории научения. Закон научения (Э. Торндайк). Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии. Принципы терапии, основанные на оперантном научении.

7.  Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Основные принципы социально-когнитивной теории Бандуры. Научение через моделирование. Подкрепление в научении через наблюдение. Саморегулируемое изменение. Теория социального научения Д. Роттера. Основные концепции и принципы.

8. Когнитивное направление в теории личности Джорджа Келли. Основы когнитивной теории. Теория личностных конструктов. Основные положения Келли относительно природы человека. Эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли.

9.  Гуманистическое направление в теории личности Абрахама Маслоу. Основные положения теории. Мотивация: иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей.

10.  Феноменологическое направление в теории личности Карла Роджерса. Феноменологическая позиция Роджерса. Природа человека. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации.

11.  Проблема личности в отечественной психологии: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Установка и деятельность (Д.Н. Узнадзе). Представления о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова. Инициатива и ответственность личности (К.А. Абульханова-Славская).

12. Психологическая структура личности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности. Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Социализация личности.

13. Я-концепция. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности. Половая идентичность и проблема ее формирования. Нарушения полового развития, вызванные хромосомными аномалиями. Пол и гендер. Маскулинность, фемининность и андрогинность.

14.  Темперамент. Понятие о темпераменте. Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Кречмер, Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.) и психологические теории (В.С. Мерлин).

15. Эмоциональная сфера личности. Определение, виды и функции эмоций. Первая теория страха З. Фрейда. Вторая теория страха. Понятие сигнального страха. Страх и тревожность. Защиты и их функции. Примитивные и зрелые формы защитного поведения. Совладающее поведение и его сравнение с защитным.

16.  Волевая регуляция личности. Теории воли (Г. Эббингауз, К. Левин, Ю. Куль, Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.). Волевое и произвольное действие. Нарушение волевого контроля.

17.  Способности. Понятие способности. Виды способностей. Способности и задатки. Исследования Ф. Гальтона, Ч. Э. Спирмена, Л. Л. Терстоуна, Д. Гилфорда. Изучение способности в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная). Развитие способностей.

18.  Кризисные и пограничные состояния личности. Общая характеристика кризисных и пограничных состояний личности. Психотический, пограничный, невротический уровни развития личности. Психическая самозащита. Представление о степени и характере нарушенности личности. Подход Н. МакВильямс. Структурный подход О. Кернберга. Структурное интервью.

19. Типология личностей. Личностные акцентуации. Личностные адаптации.